Содержание
В 2008 году на большие экраны вышел фильм «Железный человек». С этого началась первая фаза киновселенной Марвел, которая в итоге разрослась до необыкновенных масштабов. Продюсеры студии в то время вряд ли могли даже мечтать о том, что когда-нибудь по их киновселенной будут создаваться компьютерные игры, сериалы с бюджетами голливудских блокбастеров, такие же мультсериалы и продаваться игрушки миллионными тиражами, а некоторые всемирно известные актеры будут мечтать сыграть того или иного супергероя или суперзлодея. Но, чтобы добиться этого, студия Марвел пошла на риски. Не все из них окупились, особенно в четвертой фазе, которую можно назвать слабой, однако большая часть все же окупилась сполна.
Роберт Дауни-младший в роли Железного человека
Роберт Дауни-младший начал свою карьеру в семидесятых годах, а к 90-м стал уже достаточно известным хорошим драматическим актером. Все изменилось все в тех же девяностых. На фоне сильно возросшей популярности Роберт Дауни-младший стал наркозависимым и попал в объектив полиции. Со временем весь авторитет Роберта был разрушен, и ему пришлось после тюремного заключения пройти реабилитацию. После нее он познакомился со своей будущей женой, Сьюзан Левин, благодаря которой он возродил свою карьеру.
До прежней известности было еще далеко, но Дауни-младший уверенно шел к тому, чтобы вернуть все на круги своя. В первой половине 2000-х Роберт получил шанс сыграть Тони Старка в фильме «Железный человек». Его в этой роли видел Джон Фавро, но продюсеры ни в коем случае не хотели давать Дауни-младшему роль, так как считали его ненадежным и боялись, что он все испортит. В конце концов Джону Фавро удалось всех убедить, что только Роберт Дауни-младший, коснувшийся самого дна, может сыграть Тони Старка, который полностью переосмыслил свою жизнь.
Решение взять данного актера на главную роль в киновселенной оказалось выигрышным со всех сторон. Роберт полностью отдался Тони Старку, он детально проработал этого персонажа и много импровизировал. Дауни-младший даже начал жить рядом со съемочной площадкой, чтобы у него была возможность приходить раньше и уходить позже. Все это окупилось сполна, так как Тони Старк до сих пор является лучшим персонажем в киновселенной и вряд ли в ближайшее время его сможет кто-то затмить.
Сольные фильмы и кроссоверы Марвел
Студия Марвел начала свою киновселенную с сольных фильмов. Сначала был показан Железный человек в одноименном фильме, затем Халк в «Невероятном Халке», после этого Тор в «Торе» и Капитан Америка в «Первом мстителе». И только уже после пяти фильмов появился первый кроссовер. Никто никогда ничего подобного не делал. Могло показаться, что сначала лучше сделать кроссовер, показать в нем всех персонажей и уже после него раскрыть героев в сольных фильмах. Примерно похожее, по крайней мере, сделала студия DC, которая сначала сняла «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости», который не является сольным фильмом, а рассказывает про двух персонажей, затем появился «Отряд самоубийц», только после этого «Чудо-женщина» и вдруг образовалась «Лига справедливости». Перед «Лигой справедливости» сольными фильмами были лишь «Чудо-женщина» и «Человек из стали». Фильм про Аквамена вышел только через год после кроссовера, а про Флэша и Бэтмена не вышли даже в течение пяти лет.
Из этого можно судить, что создание кроссовера в первую очередь было бы провальным решением, но студия Марвел не могла этого знать, так как никто похожего не делал. Все построение киновселенной про супергероев было риском.
План Марвел на киновселенную
Создание всех сольных фильмов и кроссоверов входят в план, который расписан на несколько лет вперед. В этой киновселенной еще не было тех моментов, когда кто-то говорил «нам нужно срочно сделать фильм про этого героя», и этот фильм начинали снимать, игнорируя все остальное. Если какой-то супергерой возникал в умах продюсеров, режиссеров и сценаристов, то его вносили в план, и он мог появиться только через одну или две фазы. Например, предполагалось, что Хоуп ван Дайн могла появиться во «Мстителях» вместо Наташи Романофф, к роли которой Скарлетт Йоханссон могла не вернуться. Но Скарлетт вернулась, и сценарий, в котором фигурировала Хоуп, выбросили в мусорное ведро, а ее саму показали только через 5 фильмов и три года, в «Человеке-муравье».
Вся киновселенная Марвел постепенно прописывается на несколько лет вперед, и это позволяет сценаристам создать цельную картину практически без логических дыр. А если дыры и есть, то их пытаются объяснить закадрово или в следующих фильмах. Однако, иногда планы меняются, и Тор с Халком тому хорошие примеры.
Изменения плана после ошибок
Обычно продюсеры Марвел придерживаются того, что они прописали на годы вперед, но, порой, вмешиваются обстоятельства, которые нельзя игнорировать. К примеру, Халк в исполнении Эдварда Нортона. Эдвард был первой большой звездой в киновселенной Марвел, но он не хотел играть по правилам. Кевин Файги ясно дал понять, что Эдвард перетягивал одеяло на себя и не работал в команде. Как стало известно, он сильно изменил фильм и выставил на первый план своего персонажа, хотя планировалось, что на первом плане будет Халк, а не Брюс Беннер.
По плану Марвел нужно было каким-то образом заставить Нортона работать в команде, но его просто уволили, и его персонажа переписали.
Если в «Невероятном Халке» Брюс был одиночкой, то во «Мстителях» он стал командным игроком. Кроме того, на роль взяли Марка Руффало. Примечательно, что режиссер «Невероятного Халка» Луи Летерье изначально хотел взять как раз Марка, но студия считала, что им нужна большая звезда.
Изменения коснулись и Тора. В первых двух сольных фильмах, «Мстителях» и «Мстителях: Эре Альтрона» он был серьезным персонажем, который явно внушал то, что он – скандинавский бог. Однако его срочно нужно было переделывать, потому что Тор оказался неинтересным. Его серьезность и жесткий характер не могли развить в нем интересного персонажа, по крайней мере в руках режиссеров фильмов Марвел. Более того, второй сольный фильм про Тора оказался провальным, и с этим нужно было что-то делать. Как раз вовремя пришел Тайка Вайтити, которому дали полную творческую свободу. Он добавил Тору комедии и снял «Тора: Рагнарек» в ярких тонах, больше похожих на «Стражей Галактики». Эти изменения сработали, и Тор смог отлично раскрыться.
Мультивселенная Марвел
За три фазы Марвел было снято более двадцати фильмов, которые снимались примерно по одной и той же методичке: берем сломленного главного героя, улучшаем его и раскрываем, давая победить злого врага. Причем иногда оказывалось, что враг, который появлялся в начале фильма, на самом деле являлся пешкой более серьезного врага. Это было показано во всей трилогии «Железный человек», второй части «Тора», всей трилогии «Первого мстителя», «Стражах Галактики», «Человеке-муравье» и «Докторе Стрэндже». Кроме того, все это происходило примерно в одном и том же сеттинге. Не было чего-то невероятного, кроме суперсолдат, технологичных костюмов и бога грома. Киновселенной Марвел нужна была встряска, и ее нужно было воспроизвести правильно, ведь существовал риск, что новая концепция все испортит.
Так, в конце третьей фазы появились путешествия во времени и по мультивселенной, а четвертая, пятая и шестая фазы и вовсе стали Сагой Мультивселенной.
Она показана почти во всех фильмах и раскрывается постепенно. Риск мультивселенной для киновселенной заключается в том, что она очень сложна для раскрытия. Режиссеры и сценаристы могут запутаться, создать сюжетные линии, которые не смогут адекватно раскрыть, и образуют множество сюжетных дыр.
Нельзя сказать, что четвертая фаза успешна. На самом деле она выглядит слабо, но это точно не из-за мультивселенной. Напротив, мультивселенная как раз-таки помогает новым фильмам Марвел выглядеть интересно и необычно, а вот другие аспекты все сильно портят.